официальный сайтОлег Михеев

Депутат Государственной думы
Федерального собрания РФ VI созыва

 

О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 91 Федерального закона «Об акционерных обществах»

22.10.2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внесли депутаты Государственной Думы

О.Л.Михеев

 

В последнее десятилетие Россия столкнулась с явлением, которое уже давно прекрасно известно государствам с рыночной экономикой или стремящимся к ней, - с рейдерской деятельностью. На сегодняшний день речь уже не идет о примитивных и традиционных способах получения чужого бизнеса - насильственных, в том числе способах физического устранения руководителей компаний. Такие способы хорошо знакомы и с ними можно было бороться силой уголовного права. Но они сменились совершенно новыми методиками завладения чужой собственностью. Сейчас рейдерство представляет собой тщательно спланированную систему деятельности, направленную на получение чужой компании, осуществляющей предпринимательскую и (или) иные виды экономической деятельности. Как правило, рейдерство включает в себя сочетание незаконных, полузаконных (не прописанных в законе, иными словами - противоправных, но не нашедших законодательного запрета) и законных способов приобретения чужого бизнеса.
Более того, в условиях мирового финансового кризиса число незаконных захватов чужой собственности значительно возросло. В первую очередь, это обусловлено тем, что кризис является благоприятной почвой для рейдеров, так как предприятия в условиях кризиса существенно слабее, особенно те из них, спрос на продукцию которых резко снизился.
Как следует из заявлений Председателя Совета Федерации С.М. Миронова, сегодня в России ежегодно фиксируется более 60 тысяч рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические предприятия, банкротятся эффективные производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей. Кроме того, давление рейдеров на бизнес ежегодно отнимает у страны до 1% экономического роста. Действительно, рейдерство значительно препятствует развитию реального сектора экономики, так как оно не направлено на решение реальных задач страны, а направлено на передел собственности. При этом предприятие, постоянно находящееся в состоянии обороны, не может нормально работать.
В настоящее время рейдерство во многом обусловлено пробелами в действующем законодательстве. Существующая нормативно-правовая база не позволяет разделять цивилизованные методы ведения бизнеса в сфере слияний и поглощений и незаконные захваты предприятий. Более того, некоторые нормы законов позволяют профессиональным рейдерам злоупотреблять нормами права и использовать действующее законодательство в своих интересах.
С учетом изложенного настоящим проектом федерального закона предлагается внести некоторые изменения в статью 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 91 Федерального закона «Об акционерных обществах», которые могут рассматриваться в качестве дополнительных мер по совершенствованию российского законодательства в целях противодействия рейдерству и корпоративному шантажу.
Одним из основных способов захвата предприятий является регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц фиктивных сведений о назначении на должность руководителя захватываемого предприятия «подставного» лица, которое затем совершает сделки по отчуждению активов в интересах рейдерской группы. В целях противодействия предоставления недостоверной информации законопроектом предлагается закрепить норму о том, что заявитель должен лично предоставлять в налоговый орган документы, связанные с регистрацией юридического лица или внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом регистрирующий орган должен обязательно уведомлять постоянно действующий исполнительный орган юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности) о произведенных регистрационных действиях.
Кроме того, практика корпоративных конфликтов свидетельствует о том, что в настоящее время распространены случаи приобретения незначительного пакета акций лишь в целях получить доступ к внутренней информации акционерного общества с последующим ее использованием для корпоративного шантажа или рейдерского захвата.
Для предупреждения подобного вида корпоративного шантажа законопроектом предлагается ввести правовые нормы, согласно которым отдельные правомочия акционера возникают не сразу после приобретения им акций, а по истечении определенного периода времени. Так, проектом федерального закона предлагается закрепить норму о том, что право доступа акционеров (акционера), имеющих (имеющего) в совокупности менее 7 процентов голосующих акций общества, к внутренним документам акционерного общества возникает по истечении шести месяцев со дня приобретения ими (им) акций общества. Указанный срок представляется оптимальным, так как, с одной стороны, не позволяет новому акционеру оперативно получить информацию о деятельности, а с другой стороны, не лишает акционера реальной возможности ознакомления с документацией общества до момента ее уничтожения.
 

 
Сайт партии Справедливая Россия Волгоградская область
Официальный сайт Сергея Миронова
Сайт политической партии Справедливая Россия