официальный сайтОлег Михеев

Депутат Государственной думы
Федерального собрания РФ VI созыва

 

О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения порядка расходования алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат

22.10.2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внесли депутаты Государственной Думы

О.Л.Михеев

 

1. Принятие проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения порядка расходования алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат» обусловлено задачами защиты прав детей и направлено на уточнение порядка расходования алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат на детей.
К сожалению, в действующем гражданском, семейном законодательстве и законодательстве об опеке и попечительстве не выработан единый подход в правовом регулировании расходования соответствующих социальных выплат на детей.
2. Законопроектом предусматриваются:
1) внесение изменений в статью 49 и пункт 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), регулирующие право ребенка на обращение в суд по делам об установлении и оспаривании отцовства (пункты первый и второй статьи 1 законопроекта). Действующие нормы, очерчивая круг лиц, обладающих правом на обращение в суд по данным категориям дел, предусматривают, что ребенок обладает соответствующим правом только по достижении совершеннолетия.
Однако необходимо учитывать, что дети являются самостоятельными субъектами семейного права. В пункте 1 статьи 56 СК РФ закреплено право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой по достижении возраста 14 лет в суд. Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Часть 4 статьи 37 ГПК РФ указывает на то, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из семейных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Иными словами, для того, чтобы ребенок в этом возрасте мог самостоятельно обращаться в суд, необходимо прямое указание закона.
Как отмечено выше, в действующих нормах, ребенок может обратиться в суд по данным категориям дел, только по достижении совершеннолетия, то есть 18 лет (более того, из смысла данной нормы вытекает, что эмансипированный ребенок или лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, также не может обратиться в суд с таким иском). В то же время в установлении отцовства в отдельных случаях может быть заинтересован только сам ребенок, но ему необходимо прежде дождаться совершеннолетия. Так, возможна ситуация, когда мать ребенка возражает против установления отцовства, опекуна (попечителя) у ребенка нет, и он не находится ни у кого на иждивении, отец же ребенка не проявляет инициативы для установления отцовства. Таким образом налицо нарушение прав ребенка на защиту.
В связи со всем вышеизложенным, представляется необходимым дополнить действующую норму статьи 49 и пункта 1 статьи 52 СК РФ указанием на возможность обращения в суд ребенка по достижении им 14 лет с заявлением об установлении отцовства;
2) внесение изменений в пункт 2 статьи 60 СК РФ и дополнение перечня средств, которые поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка помимо алиментов, пенсий, пособий, «иными, предоставляемыми на содержание детей, социальными выплатами» (пункт третий статьи 1 законопроекта).
Указанное изменение вносится, поскольку на ребенка помимо алиментов, пенсий и пособий могут предоставляться и иные социальные выплаты (например, выплаты на питание, одежду, проезд и т.п.). Предложенный перечень соответствует положениям статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и части 1 статьи 17 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в которых указывается, в том числе и на иные социальные выплаты;
3) внесение изменений в часть 1 статьи 17 Федерального закона от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве» (пункт первый статьи 2 законопроекта).
После принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и Федерального закона от 24.04.08 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» изменился порядок распоряжения суммами алиментов, пенсий, пособий и иных, предоставляемых на содержание ребенка социальных выплат.
В пункт 2 статьи 60 СК РФ соответствующие изменения не вносились. Так, в указанной норме установлено, что суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Однако в пункте 3 статьи 60 СК РФ указывается на то, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ). Поскольку в пункте 1 статьи 37 ГК РФ установлено, что доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных, предоставляемых на его содержание социальных выплат, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Таким образом, нормы СК РФ и ГК РФ по указанному вопросу находятся в противоречии.
В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поступают многочисленные обращения опекунов и попечителей, в которых содержатся жалобы на действующие нормы в части распоряжения средствами подопечных. Ситуация осложняется тем, что даже для удовлетворения первостепенных потребностей ребенка в питании и одежде опекуны и попечители не могут расходовать алименты, пенсию и пособия ребенка по мере необходимости. Для этого необходимо каждый раз получать согласие органа опеки и попечительства. Если же орган опеки и попечительства выдает согласие на совершение ряда однородных действий по распоряжению указанными социальными выплатами на определенный промежуток времени, действующая в гражданском законодательстве и законодательстве об опеке и попечительстве норма превращается в пустую формальность.
Учитывая изложенное, представляется, что предлагаемый в законопроекте порядок расходования опекуном (попечителем) средств, предоставляемых на содержание ребенка, соответствует положениям статьи 60 СК РФ и наибольшим образом отвечает интересам детей, поскольку позволяет оперативно расходовать причитающиеся несовершеннолетнему средства на его первоочередные нужды;
4) внесение изменений часть 2 статьи 19, статью 21 и часть 2 статьи 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (пункты второй, третий и четвертый статьи 2 законопроекта). Указанные изменения взаимосвязаны с предлагаемыми изменениями в часть 1 статьи 17 указанного Федерального закона.
Так, предлагается статью 21, устанавливающую необходимость получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства, на совершение сделок, затрагивающих имущественные права подопечного, дополнить новой частью 1.1. (пункт третий статьи 2 законопроекта) В предлагаемой части закрепляется правило в соответствии, с которым опекун или попечитель вправе производить в интересах подопечного необходимые для его содержания расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве соответствующих социальных выплат, аналогичные изменения вносятся и в пункт 1 статьи 37 ГК РФ (пункт второй статьи 3 законопроекта).
Реализация указанных изменений требует внесения соответствующего изменения в часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (пункт второй статьи 2 законопроекта).
Часть 2 статьи 31 предлагается исключить, поскольку законопроектом подробно регулируется порядок расходования средств подопечного и указанная норма становиться излишней (пункт четвертый статьи 2 законопроекта).;
5) дополнение новым абзацем пункт 1 статьи 26 ГК РФ следующего содержания: «При получении согласия законных представителей применяются правила, предусмотренные пунктом 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.» (пункт первый статьи 3 законопроекта). Предлагаемая норма носит отсылочный характер и фактически носит юридико-технический характер. Указанное правило презюмируется, но не закрепляется в статье 26 ГК РФ, в отличие от пункта 1 статьи 28 ГК РФ, в котором прямо указывается, что к сделкам законных представителей несовершеннолетнего (не достигшего 14 лет) с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 ГК РФ.
3. Указанные положения предлагается внести в следующие федеральные законы:
Семейный кодекс Российской Федерации,
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,
Гражданский кодекс Российской Федерации.
 

 
Сайт партии Справедливая Россия Волгоградская область
Официальный сайт Сергея Миронова
Сайт политической партии Справедливая Россия