официальный сайтОлег Михеев

Депутат Государственной думы
Федерального собрания РФ VI созыва

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части введения новой редакции статьи 245 Уголовного Кодекса Российской Федерации)

15.09.2016

Проблема безнадзорности животных в настоящее время стоит очень остро. Ее нерешенность привела к появлению садистов, именующих себя «догхантерами». Это люди, которые добровольно (а зачастую, и с удовольствием) умерщвляют животных без надлежащего санкционирования со стороны государства. Применяемые догхантерами методы не только нарушают закон, но причиняют животным страдания, а также опасны для жизни и здоровья граждан: массовое отравление животных, применение курареподобных препаратов.

Так или иначе, их методы не соответствуют требованиям, указанным в статье 137 Гражданского кодекса Российской Федерации. Деятельность указанных лиц приобрела широкие масштабы, их зверства размещаются в сети Интернет – как на специализированных сайтах, так и в общем доступе.

Часто деятельность по умерщвлению животных санкционируется местными властями – ежегодно проводится большое количество конкурсов на предмет заключения договора о проведении мероприятий по регулированию численности домашних животных. Подобные конкурсы признаются незаконными. Причем не только потому, что их исполнение превращается в бойню для собак, но и потому, что вопрос регулирования численности домашних животных регулируется на уровне субъектов Российской Федерации, а не на местном уровне. Несмотря на большое количество судебных решений, признающих недействительными такие конкурсы, меньше таких конкурсов не становится.

Законопроектом предлагается исключить такой признак деяния, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, как совершение его «из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних». Согласно Рекомендациям Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему «Вопросы повышения эффективности правоприменительной практики в сфере защиты животных» умышленное противоправное действие, выразившееся в жестоком обращении с животными, уже в силу самого понятия «жестокости» посягает на общественную нравственность в сфере гуманного обращения к животным.

Законопроектом предлагается повысить верхнюю планку наказания по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации до трех лет лишения свободы, что позволит в исключительных случаях, указанных в части 1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривать вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого. Верхняя планка срока лишения свободы – шесть лет, что позволяет отнести преступление по части 2 статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации к преступлениям средней тяжести, что позволит учитывать принцип соразмерности тяжести наказания для лиц, совершивших преступление группой.

Также законопроектом предлагается ввести новую редакцию части второй статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, расширив количество квалифицирующих признаков. При этом ответственность по части второй данной статьи предусматривает лишение свободы с различными формами расчета штрафных санкций (или без назначения таковых).

Такие ранее содержавшиеся в части первой статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации признаки, как совершение деяния с применением садистских методов, из корыстных или иных низменных побуждений приобретают статус квалифицирующих признаков по части второй данной статьи.

Законопроектом также вводятся часть третья и четвертая статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми устанавливается ответственность соответственно за организацию и проведение боев животных, а также за натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других, если оно осуществляется не в целях необходимой обороны или не связано с крайней необходимостью.

Кроме того, вводится пятая часть статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за издание должностными лицами актов, содержащих заведомо незаконные требования об уничтожении животных, либо дача таких указанный в иной форме. Субъектами данного преступления являются должностные лица. Форма вины – умысел. Объективная сторона характеризуется изданием актов, содержащих требования об уничтожении животных. При этом ответственность наступает только в случае, если требования об уничтожении животных, либо дача таких указаний в иной форме является заведомо незаконным.

Концепцию настоящего законопроекта, внеся некоторые коррективы в содержание законопроекта, поддержал ряд органов и организаций. Так, Управлением организации дознания ГУ МВД России по г. Москве рассмотрело законопроект, согласилось с концепцией и предложило трактовать понятие «увечья, причиняемое животным» как «членовредительство, утрата органом его функций, утрата самого органа, а также нанесение ран, уничтожение полностью или частично кожного покрова, выщипывание значительного количества перьев и т.п. калечение животного».

При подготовке итоговой редакции законопроекта были учтены замечания и предложения, данные Правовым управлением Главного управления Министерства внутренних дел по г. Москве.

 
Сайт политической партии Справедливая Россия
Официальный сайт Сергея Миронова
Сайт партии Справедливая Россия Волгоградская область